Налоговая тайна в НК, разглашение налоговой тайны НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: сведения, составляющие налоговую тайну в рф.Понятие налоговой тайны закреплено в статье 102 НК РФ. Под ней понимается ограничение доступа к сведениям, поступающим в налоговый орган, соблюдение режима конфиденциальности. Какие сведения составляют налоговую тайну? Сюда отнесена вся информация, полученная налоговиками в ходе своей деятельности, за исключением некоторых данных. То есть, налоговой тайной является все, что не входит в разрешительный список. Таким образом статьей 102 налогового кодекса провозглашен запретительный принцип в части открытости и общедоступности сведений, которыми располагают налоговые органы («запрещено все, что не разрешено»). Разумеется, установлена и ответственность за разглашение налоговой тайны.
Кому выгодно держать в тайне свои показатели?
В чьих интересах установлен столь обширный диапазон сведений, составляющих налоговую тайну? С первого взгляда кажется, что режим секретности на руку налогоплательщикам - ведь во время налоговых проверок в ИФНС поступают данные о доходах граждан и организаций, их материальном положении, и далеко не все отнеслись бы спокойно, если эта информация стала бы достоянием гласности. Если говорить о конкретном налогоплательщике, в отношении данных которого введен запретительный режим на оглашение, то все так. Но как быть с правом граждан получать достоверную информацию о деятельности хозяйствующих субъектов, с которыми им приходится заключать сделки? Поясним, что мы имеем в виду.
В последнее время участились случаи обмана дольщиков, когда организации, имеющие мизерные активы или находящиеся на пороге банкротства, собирали с граждан средства по договорам долевого строительства, а затем либо бесследно исчезали, либо объявляли себя банкротами. Еще раньше практиковалось подобное со вкладами граждан в различные инвестиционные фонды и банки-однодневки, достаточно вспомнить печально известный МММ. Возможность получения сведений об активах участников гражданского оборота, их финансовых показателях и задолженностях по обязательным платежам в бюджет позволила бы реально оценивать свои риски, но сейчас подобная информация составляет налоговую тайну. Спрашивается: не в интересах ли мошенников она существует?
Какие сведения не составляют налоговой тайны?
Неужели на самом деле все так засекречено, что мешает осуществлять конституционные права граждан РФ на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ)? На самом деле - да. Не составляют налоговой тайны лишь то, что сам налогоплательщик пожелал огласить, и еще сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Но даже под этот разрешительный пункт настойчиво копают те, кто считает разглашение подобной информации подрывом деловой репутации компании. По их мнению, доводить до сведения партнеров надо только их собственные рекламные буклеты, а то, что фирма находится на грани разорения или специально создана для финансовых махинаций - то, дескать, подорвет к ней доверие. Вот так и живем...
Интересна позиция самих налоговиков по поводу возможности разглашения налоговой тайны. Они считают, что если снять гарантии сохранения в тайне всех сведений, полученных про проверке, то организации и ИП тут же начнут подсовывать им ложные данные, отчего работа с налогоплательщиками во много раз усложнится. Есть и еще один аргумент: не секрет, что получить сведения, составляющие налоговую тайну, можно - например, за вознаграждение. Доказать такое разглашение тайных данных практически невозможно, особенно если они переданы в устной форме.
Положение о налоговой тайне требуют радикального пересмотра
По мнению экспертов, нормы статьи 102 НК РФ не отвечают современным реалиям и требуют радикального изменения. Во многих экономически развитых странах бухгалтерские балансы предприятий размещаются в открытом доступе в Интернете. Более того: отсутствие открытых сведений о состоянии компании служит для потенциальных партнеров предупреждающим сигналом, что фирма скрывает истинное положение дел и поэтому иметь с ней дело крайне рискованно. В России также наметилась тенденция к раскрытию органами государственной власти сведений об участниках гражданского оборота, что положительным образом влияет на прозрачность всей экономики страны. Но сдерживает этот процесс запрет на разглашение налоговой тайны, содержащийся в статье 102 налогового кодекса. Конечно, не всю информацию о налогоплательщике нужно выдавать конкурентам, но основные сведения, по которым можно оценить надежность и стабильность компании - было бы желательно.
|
Быстрый поиск по налоговому сайту:
|