Возмещение НДС выездная проверяет за камеральной НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: возврат ндс в результате налоговой проверки.Спорных вопросов между компаниями и налоговиками всегда было много. Мы подробнее рассмотрим один из них: вправе ли налоговая инспекция потребовать возврата суммы НДС, если в результате выездной проверки будет установлено, что состоявшееся ранее возмещение суммы этого налога было неправомерным? Значимый для судебной практики вывод по этой проблеме сформулировал президиум ВАС РФ в постановлении от 31.01.2012 N 12207/11. Спор затрагивал два взаимосвязанных вопроса:
1) Могут ли быть пересмотрены по итогам выездной проверки решения, принятые ранее по результатам проведения камеральной проверки?
2) Если выездная проверка обнаружила, что компания не имела права на возмещение НДС, может ли инспекция потребовать возврата этой суммы? При этом порядок такого возврата Налоговым кодексом не урегулирован.
Можно ли пересмотреть решение по камеральной проверке?
По первому вопросу мнение судей, как правило, складывалось не в пользу компаний (постановления ФАС УО от 24.06.2009 N Ф09-4157/09-С3, второго ААС от 09.06.2011 N 02АП-3037/11). Действительно, налоговый кодекс не исключает для налоговиков возможность в ходе выездной налоговой проверки контролировать правильность исчисления налогов, по которым уже проводилась камеральная проверка. Они также могут при необходимости изменить ранее принятое решение. Выездная проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной проверки. Для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра и выемки документов и предметов. Выездная проверка является более углубленной формой налогового контроля, позволяющей выявить те нарушения, которые не были обнаружены при проведении камеральной проверки.
Можно ли вернуть уже возмещенный НДС?
Президиум ВАС РФ еще в 2006 году сделал вывод о том, что решение налоговой инспекции возместить НДС по камеральным проверкам не исключает возможности скорректировать впоследствии по итогам выездных проверок суммы налога, в отношении которых приняты такие решения, если будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности возмещения. ФНС России рекомендовала инспекторам указывать в описательной части решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму необоснованно возмещенного налога, а в пункт 5 этого решения включать предложение компании уплатить излишне возмещенную сумму налога в бюджет.
Конкретного механизма возврата в бюджет ранее возмещенного налога законодательство не устанавливает. Поэтому мнение судов по вопросу о том, вправе ли инспекция потребовать от фирмы вернуть НДС в такой ситуации, не было столь однозначным. ФАС Восточно-Сибирского округа несмотря на то, что судом было установлено отсутствие оснований для возмещения НДС, признал неправомерным требование инспекции об уплате в бюджет ранее возмещенного НДС. При этом суд сослался на то, что глава 21 налогового кодекса, которая регламентирует порядок исчисления и уплаты НДС, не предусматривает в качестве основания уплаты налога его необоснованное возмещение. К аналогичным выводам суды приходили и во многих других делах, отмечая, что в Налоговом кодексе отсутствуют нормы, позволяющие налоговикам предлагать к уплате в бюджет ранее возмещенную из бюджета сумму налога. Значит, инспекция не вправе возлагать на компанию дополнительное обременение по уплате в бюджет суммы НДС, ранее ему возмещенной. Ведь у фирмы не возникает в такой ситуации обязанности по уплате налога в бюджет.
Однако не во всех случаях суды придерживались такой точки зрения. Так, в одном из дел ФАС Северо-Кавказского округа отклонил довод фирмы о том, что законодательство не предусматривает возможность восстановления ранее возмещенного по итогам камеральной проверки НДС на основании результатов выездной проверки. Арбитры констатировали, что целью выездной проверки налогов была проверка правильности исчисления и уплаты налогов, в том числе НДС. Схожие выводы суды делали и в некоторых других случаях. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа признал, что инспекция правомерно скорректировала размер налоговых обязательств в виде уменьшения НДС, заявленного к возмещению. Налоговики учли отсутствие надлежащего документального подтверждения покупки товаров первичными документами, отсутствие реального характера финансово-хозяйственных отношений со спорными контрагентами.
|
Быстрый поиск по налоговому сайту:
Разделы на налоговом вебсайте:
|