Применение расчетного метода при уплате налогов НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: когда налоговая применяет расчетный метод?.Налоговые инспекторы вправе определить сумму налогов расчетным путем (подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ). Использование расчетного метода возможно только в случаях:
- отказа компании допустить проверяющих к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
- непредставления в течение более двух месяцев инспекции необходимых для расчета налогов документов;
- отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Данный перечень является закрытым и не может быть применен налоговиками в иных случаях. Реализация этого права проверяющими может быть осуществлена двумя способами:
- на основании имеющейся у налоговой инспекции информации о компании;
- на основании данных об иных аналогичных плательщиках.
Порядок применения расчетного метода исчисления
Применение расчетного метода исчисления налогов непосредственно связано с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловлено неправомерными действиями (бездействием) компании (определение КС РФ от 05.07.2005 N 301-О). При этом конституционный суд РФ отметил, что сам по себе факт непредставления документов в связи с их изъятием следственными органами не может служить безусловным основанием для применения расчетного метода исчисления налогов. В то же время при обоснованном применении расчетный метод не может рассматриваться как ущемление прав фирмы. Наиболее распространенные случаи, когда налоговики вправе применять расчетный метод, а когда нет, смотрите в таблицах 1 и 2.
Таблица 1. Когда инспекторы вправе применять расчетный метод
Г——————————————————T———————————————————————————————————————T————————————————————¬
| Основание | Позиция судей |Реквизиты документа |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Умышленное |Фирма отказалась допустить инспекторов |Пост. Девятого ААС |
|противодействие |к осмотру помещений и территорий, |от 06.08.2010 |
|осуществлению |используемых для извлечения дохода. А |N А40-94140/09-127-5|
|налогового |также не представляла в течение более |6 |
|контроля |полутора лет необходимые для расчета | |
| |налогов документы. Кроме того, у | |
| |организации выявлено отсутствие учета | |
| |доходов и расходов, учета объектов | |
| |налогообложения или ведение учета с | |
| |нарушением установленного порядка, | |
| |приведшее к невозможности исчислить | |
| |налоги. В связи с указанным инспекция | |
| |вправе была применить расчетный метод | |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Непредставление |Компания при проведении выездной |Пост. ФАС ПО от |
|документов по |проверки не представила по требованию |03.05.2011 |
|требованию |инспекции документы, подтверждающие |N А12-16370/2010, |
|налогового |правильность и своевременность уплаты |ФАС МО от 01.07.2010|
|инспектора |налогов. Поэтому проверяющий должен был|N КА-А40/6282-10 |
| |применить расчетный метод | |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Отсутствие |В связи с непредставлением фирмой |Пост. ФАС СКО от |
|документов, |документов, подтверждающих расходы и |01.12.2010 |
|подтверждающих |налоговые вычеты (хищение имущества), |N А22-259/2010 |
|хищение имущества |доначисление налогов является | |
| |обоснованным | |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Необеспечение |Плательщик не обеспечил сохранность |Пост. ФАС СКО от |
|сохранности |документов бухгалтерского учета |04.10.2010 |
|документов |вследствие небрежного отношения к их |N А32-51075/2009-19/|
| |хранению. В предложенное инспекцией |964, Президиума ВАС |
| |время их не восстановил, ходатайства о |РФ от 22.06.2010 |
| |продлении сроков проведения проверки не|N 5/10 по делу |
| |заявлял |N А45-15318/2008-59/|
| | |444 |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Преждевременное |Компания преждевременно уничтожила |Пост. ФАС СКО от |
|уничтожение |документы, отражающие стоимость работ |30.01.2012 |
|документов |по реконструкции здания, переданного в |N А53-19232/2010 |
| |уставный капитал третьего лица. | |
| |Инспекция правомерно применила | |
| |расчетный метод при исчислении НДС на | |
| |основании имеющихся у нее данных о | |
| |фирме. Расчет налога и пеней является | |
| |правильным | |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Отсутствие учета |Организация пассажирского транспорта |Пост. Президиума ВАС|
|доходов и расходов|применяла упрощенную систему |РФ от 22.06.2010 |
| |налогообложения. При проведении |N 5/10 |
| |выездной налоговой проверки установлено| |
| |отсутствие учета бланков строгой | |
| |отчетности, раздельного учета билетов | |
| |разной стоимости. В результате доход | |
| |был установлен расчетным методом по | |
| |аналогии, сделан вывод о несоблюдении | |
| |условий применения УСН в связи с | |
| |превышением предельной величины дохода | |
| |и произведено начисление налогов исходя| |
| |из общей системы налогообложения | |
| |расчетным путем | |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Неподтверждение |Суд, исследовав доказательства в |Пост. ФАС СЗО от |
|возможности |отношении операций по тарифам, |17.12.2008 |
|применения |включающим в себя НДС по ставке 0%, |N А21-1393/2008 |
|сниженной ставки |указал, что правомерность применения | |
|налога |нулевой ставки фирмой не подтверждена. | |
| |Таким образом, ИФНС следовало | |
| |определить сумму подлежащего уплате НДС| |
| |расчетным методом по ставке 18/118 от | |
| |стоимости реализации | |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Представление |Выездная проверка проводится на |Пост. ФАС СЗО от |
|неполных и не |основании налоговых деклараций, |27.10.2009 |
|подтвержденных |сведения которых должны быть |N А66-7842/2007 |
|первичными |подтверждены первичными документами, | |
|документами данных|представленными фирмой. В случае | |
| |отсутствия у последней учета доходов и | |
| |расходов и подтверждающих доходы и | |
| |расходы первичных документов суммы | |
| |налогов, подлежащие уплате, определяют | |
| |расчетным методом (подп. 7 п. 1 ст. 31 | |
| |НК РФ) | |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
Таблица 2. Когда инспекторы не вправе применять расчетный метод
Г——————————————————T———————————————————————————————————————T————————————————————¬
| Основание | Позиция судей |Реквизиты документа |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Отсутствие |Несмотря на предусмотренную возможность|Определение ВАС РФ |
|доказательств |применения расчетного метода, |от 28.05.2008 |
|непредставления |инспекторами не представлено |N 6553/08 |
|документов |доказательств, свидетельствующих о том,| |
| |что фирма отказалась представить | |
| |документы по требованию инспекции в | |
| |ходе выездной проверки. Судьи отметили,| |
| |что непредставление документов, ведение| |
| |которых не предусмотрено бухгалтерским | |
| |учетом, не является безусловным | |
| |основанием для применения расчетного | |
| |метода исчисления налогов | |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Нахождение |У компании не было возможности |Пост. ФАС УО от |
|документов у |представить необходимые для проведения |31.08.2009 |
|третьих лиц |выездной проверки документы ввиду |N Ф09-6309/2009-С2 |
| |нахождения их у других лиц. Инспекция | |
| |обладала сведениями о том, где именно | |
| |находятся документы компании, однако не| |
| |попыталась их получить | |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Отсутствие |Суд сделал вывод о неправомерности |Пост. ФАС ВСО от |
|возможности |начисления предпринимателю спорного |09.03.2010 |
|представить |налога и пеней, поскольку на момент |N А58-5602/08 |
|документы |проведения выездной проверки он был | |
| |лишен возможности представить на | |
| |проверку необходимые первичные | |
| |документы. Факт утраты первичных | |
| |документов в связи с наводнением | |
| |подтвержден актом о потере документов | |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Отсутствие |Инспекция в ходе проверки не исчислила |Пост. ФАС ЗСО от |
|возможности |НДФЛ по первичным документам, а |14.07.2011 |
|определить сумму |определила его расчетным методом. |N А45-16798/2010. |
|НДФЛ, подлежащую |Инспектор исходил из того, что |Аналогичная точка |
|перечислению |компания, будучи налоговым агентом, не |зрения высказывалась|
|фирмой в бюджет |исполнила обязанность перечисления |в пост. ФАС СЗО от |
| |налога и не представила расчет сумм |30.05.2011 |
| |НДФЛ. Арбитры пришли к выводу, что |N А13-16124/2009, |
| |расчетный метод определения суммы |Четырнадцатого ААС |
| |налога должен применяться в отношении |от 29.05.2009 |
| |плательщика, а по НДФЛ фирма лишь |N А13-1934/2008 |
| |налоговый агент | |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Плательщик не |Оснований для применения расчетного |Пост. Четырнадцатого|
|чинил препятствий |метода нет, поскольку предприниматель |ААС от 08.08.2010 |
|инспекторам и вел |не чинил налоговой инспекции |N А44-1320/2010 |
|учет доходов и |препятствий в проведении проверки, вел | |
|расходов |учет доходов и расходов, а также | |
| |объектов налогообложения, о чем | |
| |свидетельствует направляемая | |
| |предпринимателем в инспекцию отчетность| |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
|Не учтены расходы |Суд указал, что при определении |Пост. ФАС СЗО от |
| |расчетным путем сумм налога, подлежащих|21.07.2011 |
| |уплате в бюджет, следует учитывать |N А44-4806/2010 |
| |данные и о доходах, и о расходах. | |
| |Инспекцией не доказана обоснованность | |
| |сумм, предложенных к уплате, поскольку | |
| |при доначислении налогов проверяющие не| |
| |учли расходы и право на применение | |
| |налоговых вычетов. Предусмотренное | |
| |подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ положение | |
| |относительно определения сумм налогов | |
| |расчетным путем с использованием данных| |
| |об иных аналогичных налогоплательщиках | |
| |также было проигнорировано инспекторами| |
+——————————————————+———————————————————————————————————————+————————————————————+
В этой связи злостное (системное) воспрепятствование осуществлению налоговыми инспекторами контрольных функций при отсутствии рациональных объяснений практически всегда рассматривается судом как отягчающее обстоятельство. В таких условиях судом могут быть приняты во внимание даже весьма грубые расчеты инспекторов, осуществленные на основании указанных выше документов.
|
Быстрый поиск по налоговому сайту:
Разделы на налоговом вебсайте:
|