Налоги на прибыльНДС для организацииПодоходный налогНалог на имуществоТранспортный налогЗемельные налоги
Налоговая служба 2017

Письма Минфина РФ с разъяснениями по налогам

Насколько полномочен Минфин давать разъяснения по вопросам налогообложения? Полномочия финансовых органов в части ведения разъяснительной работы по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Письмо министерства финансов от 13.04.2012 N 03-04-05/3-502. Полномочия Минфина по разъяснению правовых норм. Налогообложение предпринимателей в 2017 году и налоговая служба.
Единый налог ЕНВДУпрощёнка УСН 2017Акцизы и пошлиныСтраховые взносыДругие виды сборовБухгалтерский учет

Полномочия Минфина по разъяснению правовых норм


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: письма минфина рф с разъяснениями по налогам.

С организации по решению суда взыскивается в пользу работника сумма среднего заработка за время вынужденного прогула. В такой ситуации она может поступить следующим образом. Во-первых, организация может обложить эту выплату НДФЛ и удержать его при выплате данной суммы. Такой подход обусловлен позицией контролирующих органов, которая вновь была озвучена в письме Минфина России от 13.04.2012 N 03-04-05/3-502. Ранее данная точка зрения финансистов была высказана в письмах от 05.04.2010 N 03-04-05/10-171, от 23.11.2009 N 03-04-06-01/305. Во-вторых, организация может не облагать НДФЛ взыскиваемую по решению суда выплату и предпринять попытку отстоять свои интересы (в том числе в судебном порядке). Шанс выиграть спор в такой ситуации есть. Если в судебном решении сумма выплаты не разделена на сумму, причитающуюся физическому лицу, и сумму, подлежащую удержанию в виде налога, организация, являющаяся в данной ситуации налоговым агентом, не должна удерживать налог. В этом случае она обязана уведомить налоговый орган о невозможности удержания НДФЛ (письма Минфина России от 29.08.2011 N 03-04-05/3-611, ФНС России от 28.10.2011 N ЕД-4-3/17996). Сравнительно недавно мы уже разбирали эту проблему при анализе письма ФНС России от 16.11.2011 N ЕД-3-3/3745, поэтому не будем касаться ее в рамках данной статьи.

В то же время в письме N 03-04-05/3-502 Минфин привел довольно интересную трактовку положений, предусмотренных статьями 21 и 34.2 налогового кодекса. Об этом, собственно, и пойдет речь далее. Напомним, в названных нормах определены полномочия финансовых органов в части ведения разъяснительной работы по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. В частности, такие разъяснения даются финансистами налогоплательщикам, налоговым агентам и иным участникам налоговых правоотношений. Из буквального прочтения указанных положений можно сделать вывод: финансовое ведомство обязано разъяснять не только вопросы, связанные с реализацией участниками налоговых правоотношений своих прав и обязанностей, но и вопросы, касающиеся ответственности за совершение ими налоговых правонарушений, поскольку положения об ответственности, определяющие признаки ее наступления, смягчающие или отягчающие обстоятельства такой ответственности, а также порядок определения размеров штрафных санкций, являются неотъемлемой частью налогового законодательства РФ.

Разъяснения Минфина по вопросам налогообложения

Однако Минфин в комментируемом письме уверяет нас в том, что письменные разъяснения согласно статьям 21 и 34.2 НК РФ представляются только в связи с выполнением налогоплательщиками своих обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством. Вместе с тем среди разъяснений финансистов есть примеры писем, в которых довольно подробно рассматриваются вопросы, касающиеся применения законодательства о налогах и сборах в части привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершение тех или иных налоговых правонарушений. Так, в письме от 07.06.2011 N 03-02-07/1/179 финансовое ведомство, анализируя ситуацию о несвоевременном представлении налогоплательщиком в налоговый орган сведений о среднесписочной численности работников, разъяснило вопрос об ответственности с позиции не только Налогового кодекса (в частности статьи 126), но и пункта 1 статьи 15.6 КоАП РФ. В соответствии с последней нормой непредставление необходимых для осуществления налогового контроля сведений в налоговый орган влечет наложение на должностных лиц налогоплательщика административного штрафа. О применении пункта 1 статьи 119 НК РФ, определяющего ответственность за непредставление налоговой декларации, говорилось в письме Минфина России от 12.10.2011 N 03-02-08/110.

Интересно и письмо Минфина России от 25.01.2012 N 07-02-06/10, в котором идет речь об основаниях (точнее, об их отсутствии) для привлечения организации к ответственности, предусмотренной статьей 126 НК РФ, за непредставление в налоговый орган регистров бухгалтерского учета в случае, если организация в соответствии с утвержденной учетной политикой их не ведет. На запрос налогоплательщика отвечал руководитель департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, то есть, того департамента, который не рассматривает вопросы налогового законодательства. Однако чиновники не отделались отпиской, что этот вопрос находится не в их компетенции, а сослались на позицию другого департамента, который как раз наделен полномочиями по ведению разъяснительной работы по вопросам налогового законодательства.

Как руководствоваться разъяснениями финансистов?

Справедливости ради стоит отметить, что подобных разъяснений действительно немного, но все же они есть. В связи с этим неясно, почему положениям статей 21 и 34.2 НК РФ чиновники Минфина в письме N 03-04-05/3-502 дали столь узкое толкование. При этом финансисты, очевидно, не увидели ничего предосудительного в том, чтобы тут же отказаться от своего мнения, поскольку указали, что они, в принципе, готовы дать подобные разъяснения, нужен лишь соответствующий запрос. Вот только запрос этот как раз и прозвучал в обращении налогоплательщика: какие правовые последствия предусмотрены налоговым законодательством в отношении работодателя, не исполнившего обязанности налогового агента?

Безусловно, существует немало писем чиновников, в которых они либо отделываются отписками в отношении рассматриваемых вопросов, либо высказывают точку зрения, зачастую противоречащую налоговым нормам. Однако комментируемое письмо (конечно, в части разъяснений по поводу ответственности за налоговые правонарушения), скорее всего, нельзя отнести ни к тем, ни к другим. Его вообще, по сути, можно признать неким образцом нелогичности и непоследовательности, поскольку высказанное в нем мнение тут же опровергнуто. Как тут не вспомнить уже ставшее традиционным указание на то, что изложенная позиция не препятствует участникам налоговых правоотношений руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки Минфина (заметим, в комментируемом письме это указание отсутствует)? Вот только финансовые органы в силу статьи 9 налогового кодекса не являются участниками налоговых правоотношений.

Полномочия Минфина по разъяснению правовых норм

  • Быстрый поиск по налоговому сайту:

Ответственность за налоговые правонарушения в НК. Глава 15 раздела 6 части 1 налогового кодекса: общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, статьи 106 ...

Налоговое преступление, порядок возбуждения дела. Теперь зависимость уголовного преследования от результатов налоговой проверки и действий организаций по уплате налоговой задолженности позволит значительно снизить ...

Ведение и заверение книги учетов дохода и расхода. В связи с противоречием ФНС России и Минфина России у компаний на УСН может возникнуть вопрос, кому верить ...

Официальный сайт федеральной налоговой службы - ФНС официальный сайт службы по налогам и сборам
Налогообложение 2017
Письма Минфина РФ с разъяснениями по налогам
Россия, 105066 г. Москва ул. Новая Басманная д. 25/2
Бухгалтерские услуги и аудит организаций в Москве
НАЛОГ.РУ - ссылка http://nalogitax.ru/polnomochiya-minfina-razyasneniyu-pravovyh-norm-letters-nalogam.html © 2014-2018 Москва Россия