Налоговый комплаенс, инструменты такс комплаенс НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: налоговый менеджмент и налоговая стратегия.Данное мероприятие - второе по счету из цикла конференций «Налоговая стратегия и налоговый менеджмент: практические подходы к построению налоговой функции». Организатором выступило Объединение Корпоративных Юристов при поддержке компании МТС и юридической фирмы Эрнст энд Янг. Информационным партнером была компания «Гарант». Иван Родионов, партнер компании Эрнст энд Янг, разъяснил, что такс комплаенс (Tax Compliance) - это основной элемент налогового жизненного цикла компаний. В своем выступлении спикер отметил, что задачей налогового комплаенса является соблюдение не только требований налогового законодательства, но и прочих регуляторных требований (таких, как требования МСФО и других стандартов), предъявляемых к процессу налогообложения в компании.
Построение системы налогового комплаенса, инструменты
Эффективную систему налогового комплаенса можно построить несколькими альтернативными способами через комбинацию инструментов - методологии, автоматизации, системы внутреннего контроля и персонала. Способ построения системы выбирают в зависимости от размера доступного бюджета на ее реализацию и квалификации персонала. В качестве инструментов построения системы такс комплаенс были выделены базовые и продвинутые:
┌──────────────────┐ ┌─────────────────┐
│ Базовые │ │ Продвинутые │
└────────┬─────────┘ └────────┬────────┘
▼ ▼
┌────────────┴────────────────┐ ┌─────────────┐ ┌────────────┴─────────────┐
│Краткая учетная политика (УП)├◄─┤ Методология ├─►─┤ Детальная УП, краткая УП,│
└─────────────────────────────┘ └─────────────┘ │ вопросы-ответы │
└──────────────────────────┘
┌────────────────────────────┐ ┌─────────────┐ ┌──────────────────────────┐
│ Автоматизация отдельных ├─◄─┤Автоматизация├─►─┤ Автоматизация ПБУ 18, │
│ элементов процесса │ └─────────────┘ │налогового баланса, систем│
└────────────────────────────┘ │ управления рисками и пр. │
└──────────────────────────┘
┌────────────────────────────┐ ┌─────────────┐ ┌──────────────────────────┐
│ Проверка налоговых │ │ Система │ │ Проверка налоговых │
│ деклараций ├─◄─┤ внутреннего ├─►─┤ деклараций │
└────────────────────────────┘ │ контроля │ └──────────────────────────┘
└─────────────┘
┌────────────────────────────┐ ┌─────────────┐ ┌──────────────────────────┐
│ Налоговый бухгалтер ├─◄─┤ Персонал ├─►─┤ Отдельный департамент, │
└────────────────────────────┘ └─────────────┘ │ программы повышения │
│ квалификации │
└──────────────────────────┘
Спикер показал две модели организации такс комплаенс на предприятии.
1. Модель «Методология + автоматизация»
Характеристики основных элементов модели:
- единая учетная политика группы и (или) подробные краткие учетные политики;
- высокая степень автоматизации налоговых учетных процессов;
- выборочный контроль правильности применения учетных принципов и методологии (внутренний аудит);
- возможность использования сотрудников средней квалификации.
2. Модель «Персонал + последующий контроль»
Характеристики основных элементов модели:
- краткая налоговая учетная политика;
- низкий уровень автоматизации налоговых учетных процессов;
- эффективный отдел внутреннего аудита и налоговые юристы;
- большое количество специалистов высокой квалификации.
Какую модель такс комплаенс выбрать?
На выбор модели реализации системы налогового комплаенса влияют такие факторы:
- принципы налоговой стратегии компании, в том числе допустимость ошибки (100 или 95 процентов точности; - нулевая терпимость к штрафам (пеням) или допустимость незначительных штрафов);
- принцип существенности: исключение ошибок в 1 рубль или 10 миллионов рублей;
- размер бюджета на реализацию системы;
- количество и квалификация персонала и пр.
Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования компании МТС, осветил концепцию системы такс комплаенс для целей налогового контроля. Он отметил основные задачи такс комплаенс:
- подтверждение достоверности налогового учета;
- идентификация налоговых рисков и активов;
- источник данных для финансового анализа;
- инструмент для осуществления мероприятий налогового контроля, в том числе внешнего.
Принципы построения системы налогового комплаенса
В качестве принципов построения системы докладчик выделил следующие:
1. Внутренняя согласованность системы. Принятая компанией налоговая методология должна быть построена по закону. Отражение операций в учете должно соответствовать принятой методологии, алгоритм расчета налога должен быть основан на принятой методологии и на данных учета, относящихся непосредственно к операции.
2. Полнота системы. Каждая транзакция отчетного (налогового) периода может быть соотнесена с налоговой декларацией. Каждый показатель декларации может быть детализирован до уровня формирующих его транзакций. Система содержит подтверждение отражения всех совершенных операций.
3. Достаточность и репрезентативность системы. Дизайн системы должен представлять (содержать) все данные, предусмотренные налоговым законодательством, налоговая инспекция должна иметь возможность подтверждения указанного обстоятельства.
4. Быстрая локализация спорной позиции. Неопределенность налоговой квалификации операций - критерий для обособленного отражения операций в учете.
|