Налогообложение при предоставлении скидок бонусов НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: как определяется рыночная цена на билеты?.Письмо Минфина России от 02.04.2012 N 03-04-06/6-84 посвящено налогу на доходы физического лица, полученные за счет бонусов и скидок по программе лояльности клиентов. Надо заметить, данный вопрос финансисты разбирали не раз (например, в письмах от 03.06.2011 N 03-03-06/2/86, от 31.08.2009 N 03-03-06/1/555). В комментируемом письме они также не стали возражать против этого, подчеркнув, что деятельность, связанная с реализацией подобных программ, несмотря на предоставление скидок пассажирам, направлена на получение дохода. Значит, и затраты, понесенные в том числе на оказание безвозмездных услуг, в полной мере отвечают требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ. Объяснением такой лояльности чиновников Минфина служит правовая позиция, изложенная в определении КС РФ от 04.06.2007 N 320-0-П (на которую они, конечно, сослались в комментируемом письме), суть которой сводится к тому, что способы ведения предпринимательской деятельности относятся к компетенции субъектов предпринимательской деятельности и не подконтрольны ни налоговым органам, ни судам. В частности, в НК РФ не содержится положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.
При этом даже аргументы перевозчика о том, что нулевую стоимость билета можно признать рыночной ценой, как видим, не повлияли на позицию финансового ведомства относительно возможности признания затрат по обеспечению безвозмездной услуги для пассажира в составе налоговых расходов. Чего не скажешь про НДС. Здесь Минфин, как видно, не решился сказать что-либо конкретно, указав лишь на то, что разъяснения на этот счет будут даны дополнительно. А задуматься в данной ситуации, пожалуй, есть над чем. Как известно, в целях применения главы 21 НК РФ безвозмездная передача товаров (работ, услуг) признается реализацией. Данное правило закреплено в подпункте 1 пункта 1 статьи 146 налогового кодекса. Поэтому со стоимости таких товаров (работ, услуг), оплаченных баллами, нужно исчислить НДС, причем с рыночной стоимости (пункт 2 статьи 154 НК РФ, письмо Минфина России от 26.04.2010 N 03-07-11/147). Иными словами, для целей обложения НДС налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, указанной в проездном документе (в рассматриваемой ситуации - исходя из полной стоимости, уменьшенной на сумму скидки).
Является ли нулевая цена на билет рыночной?
В то же время в свете новых положений главы 14 НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка, выгода), получаемые лицами - сторонами таких сделок, признаются рыночными. На это указано в абзаце 3 пункта 1 статьи 105.3 НК РФ. При этом понятие взаимозависимых лиц раскрыто в статье 105.1 НКРФ. В силу названной нормы пассажиры и перевозчик, реализующий программу лояльности клиентов, не являются взаимозависимыми лицами. Следовательно, и цены, применяемые в сделке между такими лицами, по определению являются рыночными. Выходит, даже нулевую стоимость, указанную в выданном пассажиру билете, можно признать рыночной ценой, то есть реализация как таковая в данной ситуации возникает, только ее рыночная цена равна нулю.
Как следует из текста комментируемого письма, данный аргумент перевозчика пассажиров финансисты не стали опровергать (хотя что-либо возразить здесь сложно), но и не признали, что НДС, начисленный на ноль, все-таки равен нулю (невероятно, но факт!). Значит, можно предположить, что ратующие за пополнение бюджета финансисты впоследствии попытаются дать иное толкование вышеуказанным налоговым нормам применительно к ситуации, связанной с реализацией программ лояльности. Остается дождаться таких разъяснений чиновников (в том, что они появятся, сомневаться не приходится) и проанализировать аргументы, приведенные в них.
|
Быстрый поиск по налоговому сайту:
|