Кадастровая стоимость земельного участка и налог НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: изменение кадастровой стоимости участка земли.Изменение кадастровой стоимости земельного участка может быть обусловлено не только отменой кадастровой оценки этого участка земли, но и изменениями его индивидуальных характеристик - например, вида разрешенного использования участка. Напомним, в соответствии с пунктами 11 и 14 части 2 статьи 7 федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" вид разрешенного использования земельного участка, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, относятся к сведениям об уникальных характеристиках этого объекта, подлежащим внесению в государственный кадастр. Сведения об изменении кадастровой стоимости вносятся на основании акта об утверждении кадастровой стоимости, следовательно, они не могут быть внесены в кадастр ранее даты оформления такого акта. Здесь также нужно отметить, что инициатором подобных изменений в силу статей 20, 22 федерального закона N 221-ФЗ может быть исключительно собственник земельного участка.
Как изменение стоимости отражается на земельном налоге?
Возникает вполне справедливый вопрос: каким образом эти изменения следует учитывать при определении облагаемой базы по земельному налогу? Из буквального толкования вышеназванных налоговых норм можно сделать следующий вывод. Облагаемой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка. Значит, до тех пор, пока изменения в ней не будут надлежащим образом зарегистрированы в кадастре, новая стоимость не может применяться в целях налогообложения. Решение об учете изменений вида разрешенного использования не влечет автоматического внесения изменений в государственный кадастр объектов недвижимости. Другими словами, если правообладатель (собственник) участка земли в налоговом периоде не меняется, то при изменении вида разрешенного использования этого участка и, соответственно, его кадастровой стоимости в течение налогового периода для целей налогообложения в течение данного периода должна применяться кадастровая стоимость, определенная в государственном кадастре объектов недвижимости на 1 января налогового периода. Новая (с учетом изменений) кадастровая стоимость должна учитываться при определении налоговой базы в следующем налоговом периоде.
Поэтому, если акты об изменении кадастровой стоимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка датированы, например, декабрем 2010 года, а утверждены уполномоченным лицом органа исполнительной власти в первых месяцах 2011 года, плательщик земельного налога не вправе рассчитывать авансовые платежи в 2011 году по данному налогу исходя из новой кадастровой стоимости. Подобные рассуждения налогового органа, как следует из материалов постановления президиума ВАС РФ N 16485/11, привели к тому, что плательщик земельного налога был привлечен им к ответственности за занижение облагаемой базы по данному налогу в 2011 году.
Позиция судов по налогооблагаемой базе
Суды трех инстанций поддержали позицию налоговой инспекции, указав, что в соответствии со статьей 391 НК РФ облагаемая база по земельному налогу применительно к рассматриваемому спору определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года. Поскольку новая кадастровая стоимость спорных земельных участков не была отражена на указанную дату в государственном кадастре, налогоплательщик не вправе был рассчитывать налог, исходя из этой стоимости. Однако президиум ВАС рассудил иначе и принял решение в пользу налогоплательщика, посчитав подобные доводы судов и контролеров неубедительными и подчеркнув следующее. Вид разрешенного использования отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом. Поэтому реализация налогоплательщиком права на уплату земельного налога, исходя из кадастровой стоимости с учетом измененного вида разрешенного использования, который принят на основании соответствующего решения уполномоченного органа, не может быть поставлена в зависимость от момента исполнения решения об изменении вида разрешенного использования и внесения в кадастр управлением Росреестра соответствующих сведений.
Таким образом, если на 1 января календарного года имеется решение уполномоченного органа об изменении разрешенного вида использования земель, плательщик земельного налога вправе рассчитать данный налог за I квартал по новой кадастровой стоимости, не дожидаясь, пока Росреестр внесет изменения в государственный кадастр.
К сведению: если земельный участок имеет более, чем один вид разрешенного использования, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования, для которого указанное значение является наибольшим (пункт 2.7.1 методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, письмо Минфина России от 25.07.2012 N 03-05-04-02/69).
|
Быстрый поиск по налоговому сайту:
|