Контроль за ценообразованием и сопоставимые цены НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: метод определения рыночной цены при сделках.При контроле ценообразования оптимальным, как и в мировой практике, признается метод сопоставимых рыночных цен. Суть этого метода в том, что цена товаров по контролируемым сделкам сравнивается с ценой аналогичных товаров по сопоставимым сделкам. Однако применение данного метода связано с рядом сложностей, так как должен быть произведен анализ различных факторов, влияющих на ценообразование в целом. Прежде всего необходима оценка схожести экономических обстоятельств, при которых совершаются сделки, являющиеся контролируемыми, и сделки, не попадающие под это определение. Такая оценка должна производиться с учетом многих критериев сопоставимости, которые определены статьей 105.5 НК РФ. По результатам анализа внесенных изменений и учитывая неоднозначность положений раздела V.1 НК РФ, следует обозначить основные проблемы, с которыми столкнутся налогоплательщики в рамках взаимодействия с налоговыми органами при осуществлении ими налогового контроля по контролируемым сделкам.
На основании чего сделка признается контролируемой?
По сути в отношении всех ключевых вопросов, включая критерии признания сделок контролируемыми и процедуру определения сопоставимости сделок, законодателем предоставлена возможность опираться на субъективные оценки налогоплательщика, налоговых органов, суда. Следовательно, в правоприменительной практике это приведет к увеличению количества споров между налоговыми органами и налогоплательщиками как на стадии налогового контроля, так и на стадии судебного разбирательства. Предметом споров будет не только установление несоответствия цен в контролируемых сделках, существует также вероятность судебных процессов, вытекающих из возможности признания лиц взаимозависимыми, а сделок - контролируемыми на основании субъективного мнения суда.
Подводные камни системы трансфертного ценообразования
На данный момент трудно представить правовые последствия указанных изменений, так как представители налоговых органов получили широкие полномочия, позволяющие им фактически вмешиваться в хозяйственную жизнь экономических субъектов посредством возможности определения рыночных цен заключаемых сделок. Необходимо отметить, что система трансфертного ценообразования подразумевает высокий уровень организации информационных потоков, хорошо спланированную постановку управленческого, бухгалтерского и налогового учетов, что в свою очередь предполагает наличие эффективной организационной структуры управления предприятием. Таким образом, нововведения должны положительно повлиять на предпринимательскую деятельность субъектов экономики и стать дополнительным стимулом для построения эффективных систем управления.
|
Быстрый поиск по налоговому сайту:
|