Концентрация: риски концентрации, их выявление
Риск концентрации - это риск, возникающий в связи с подверженностью предприятия крупным рискам, реализация которых может привести к значительным убыткам, способным создать угрозу для платежеспособности предприятия и его способности продолжать свою деятельность. МСФО 7 предполагает, что руководство предприятия имеет методику выявления концентрации по каждому ее виду (контрагенту, региону, рынку, валюте). Процедуры по управлению риском концентрации включают:
- выявление и измерение риска концентрации;
- установление лимитов концентрации, контроль соблюдения этих лимитов.
Важно, чтобы процедуры управления риском концентрации охватывали различные формы концентрации рисков в активе и пассиве баланса, а также в доходах предприятия. Приведем примеры рисков концентрации:
- значительный объем требований или задолженности по отношению к одному контрагенту;
- требования к контрагентам в одном секторе экономики или географическом регионе, а также номинированные в одной валюте;
- зависимость предприятия от отдельных видов и источников доходов.
Относительные показатели в управлении рисками компании
Для разработки системы лимитов можно использовать относительные показатели, например отношение требований к крупнейшему контрагенту к суммарной дебиторской задолженности, к чистым активам, к совокупным активам. Если для кого-то лимитирование рисков на ранних стадиях ВК представляется слишком смелым шагом, то предложим альтернативные (дополнительные) меры:
- проведение детального анализа ситуации в секторах экономики, в отношении которых у предприятия выявлен риск концентрации;
- проведение более углубленного анализа кредитоспособности контрагентов, в отношении операций (сделок) с которыми выявлен повышенный риск концентрации;
- формирование резервов.
Например, предприятие признает особо наблюдаемыми контрагентами тех, чье влияние превышает 15-20%. На практике это означает анализ их финансового положения, встречи с руководством, выезды на место для оценки их настроения, перспектив и финансовой устойчивости. Управляем ли мы риском? Однозначно да, но путем не соблюдения установленных допусков, а наблюдения за ситуацией. Кроме того, если речь идет о крупном поставщике, то можно параллельно заниматься поиском потенциальных контрагентов на случай вынужденной замены. Можно ввести требование к коммерческим службам: если контрагент попадает в список крупных, нужно обязательно иметь двух-трех дублеров, не являющихся крупными контрагентами.
|
Быстрый поиск по налоговому сайту:
|