Апелляционная жалоба на решение налоговой и пени НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: срок рассмотрения апелляционных жалоб на фнс.В период рассмотрения апелляционной жалобы пени, как недоимка и штрафы, не взыскиваются, но их начисление не прекращается (пункт 3 статьи 75 НК РФ). Как показывает практика, налоговики далеко не всегда выдерживают установленные для процедуры досудебного урегулирования сроки. Ответственности за их несоблюдение нет, и суды не признают затягивание принятия решения по жалобе нарушением имущественных прав организации. Перечень решений ФНС, которые выносит вышестоящий налоговый орган по жалобе на решение по итогам налоговой проверки, является исчерпывающим.
Как не допустить, чтобы размер пеней сильно повысился?
Начисленные пени за период рассмотрения апелляции могут существенно повыситься, особенно если сумма недоимки по налогу велика. В подобной ситуации организация может воспользоваться тем обстоятельством, что подача апелляционной жалобы не лишает ее права исполнить решение, полностью или частично, до вступления его в силу. Уплатив недоимку как можно раньше - например, одновременно с подачей апелляционной жалобы, - предприятие зафиксирует размер пеней на эту дату.
Если учесть срок рассмотрения жалобы управлением ФНС, а также тремя судебными инстанциями, то получится значительный временной промежуток, и размер пеней в итоге может оказаться немалым. Если компания проиграет налоговый спор, досрочное исполнение решения позволит ей минимизировать сумму пеней. Если же она спор выиграет, то имеет право потребовать к возврату из бюджета всю сумму уплаченной недоимки (при наличии определенных условий даже с процентами).
Однако в случае, если компания полностью выиграет спор в досудебном порядке, она окажется в невыигрышном положении - оснований для взыскания уже не будет, но сумма налога уже в бюджете, и потребуется время, чтобы ее вернуть. Поэтому нужно рассматривать каждый случай индивидуально, чтобы оценить, каковы в целом шансы на успех и где именно они наиболее вероятны - уже на стадии досудебного обжалования или же только непосредственно в суде.
Может ли возрасти размер доначислений?
Налоговый кодекс не содержит подробных разъяснений порядка рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем у налогоплательщика на стадии досудебного обжалования возникают проблемы. Здесь мы обратим внимание на одну из них. Подав апелляционную жалобу на решение ФНС, налогоплательщик ждет по ней решения, справедливо полагая, что возможны три варианта:
- решение останется без изменений (доначисления налогов и пеней останутся в прежнем размере);
- решение будет отменено в части (сумма доначислений станет меньше);
- решение будет отменено (все доначисления с фирмы будут сняты).
На практике возможен и четвертый вариант: сумма доначисления налогов, указанная в обжалуемом решении, увеличивается. Правомерно ли это? Полагаем, что нет, и президиум ВАС поддерживает эту позицию в постановлении от 28.07.2009 N 5172/09. В этом случае управление ФНС выходит за пределы своих полномочий проверки решения налоговой инспекции.
В чем смысл досудебного урегулирования налогового спора?
Суть досудебного урегулирования налогового спора - проверить правильность действий и выводов нижестоящих инспекций, а не проводить свою собственную дополнительную проверку. Вышестоящая инстанция имеет право на проведение повторной проверки, но это уже совершенно иное действие, имеющее иную процедуру проведения и оформления на основании других норм права. И не нужно их смешивать. Такую позицию поддерживают и другие суды - например, постановлением ФАС ЗСО от 13.05.2010 N А75-7317/2009. Если такая ситуация имела место, то есть, налог в результате апелляционного обжалования решения налоговой инспекции стал больше, организации будет необходимо обжаловать в суд оба решения: как территориальной налоговой инспекции, так и УФНС.
|
Быстрый поиск по налоговому сайту:
|