Определение рыночной цены контролируемой сделки НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: как определяется рыночная цена при сделке?.Помимо административных и иных сложностей, возникающих в связи с вступившими в силу положениями раздела V.1 НК РФ, основополагающей проблемой, требующей отдельного внимания, является проблема определения рыночной цены заключенных сделок. Обычной практикой торгового оборота считается, что стороны заключают сделки по рыночным ценам и участники сделки не предполагают, что условия заключаемых сделок не соответствуют рыночным. Процедура доказывания налогоплательщиками обоснованности примененных в сделках цен и соответствия их рыночным представляется неоднозначно регламентированной. Это потребует дополнительных затрат как на представление соответствующих уведомлений и документов в налоговые органы, так и на участие в судебных разбирательствах, связанных с оспариванием решений налоговых органов в случае возникновения разногласий с ними по вопросу примененных в сделке цен.
Практика применения налоговыми органами законодательства свидетельствует фактически о презумпции виновности налогоплательщиков, и спорные ситуации рассматриваются исходя из этого принципа. Любые сомнения, неясности законодательства в большинстве случаев толкуются налоговыми органами не в пользу налогоплательщиков в нарушение статьи 3 НК РФ. Такая политика лишает хозяйствующих субъектов уверенности в стабильности и неизменности условий их деятельности, так как нет никаких гарантий, что результаты их деятельность, которые не вызывали сомнения в прошлом, не будут оспорены в будущем. Изменения, касающиеся контролируемых сделок, соответствуют общему содержанию международного законодательства и отражают основные принципы регулирования трансфертного ценообразования. Однако если основной целью данного регулирования на международном уровне является перераспределение налоговых поступлений, то российский законодатель расширил эти цели, фактически установив возможность контроля не только за распределением налоговых поступлений в бюджеты, но также предоставив возможность государственным органам контролировать саму цену, что может представлять угрозу принципам свободной рыночной экономики.
Кто и как будет определять рыночную цену?
Центральной проблемой законодательных новелл является проблема определения рыночной цены. Если отойти от логичной презумпции, что рыночной ценой является цена заключенной сделки исходя из конкретных условий рынка, то каким образом и кем будет устанавливаться эта иная рыночная цена? Необходимо отметить, что определение рыночной стоимости является сложной задачей как на теоретическом, так и на практическом уровне, а методология трансфертного ценообразования, вырабатываемая в течение многих лет, достигла высокой степени сложности. Раздел V.1 НК РФ предлагает несколько путей решения этого вопроса - устанавливает методы определения доходов для целей налогообложения:
1) метод сопоставимых рыночных цен;
2) метод последующей реализации;
3) затратный метод;
4) метод сопоставимой рентабельности;
5) метод распределения прибыли.
Кроме того, налоговый кодекс подробно регламентирует вопросы оценки сопоставимости сделок и иных коммерческих и финансовых условий, которые обязаны учитывать налоговые органы при проведении проверок по контролируемым сделкам. Исходя из смысла закона, налоговые органы обязаны, а стороны контролируемых сделок вправе руководствоваться указанными пятью методами при обосновании ценовой политики в целях налогообложения.
|
Быстрый поиск по налоговому сайту:
|