Налоговые преступления, уголовное дело по налогам НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: уголовные дела по налоговым преступлениям.Под налоговыми преступлениями в настоящей статье понимаются уклонение от уплаты налогов с физических лиц (статья 198 УК РФ), с организаций (статья 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ) и сокрытие имущества от взыскания в счет погашения недоимки (статья 199.2 УК РФ). Еще в 2010 году в налоговое, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство внесли изменения для того, чтобы ограничить возможность привлекать лиц к уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. В частности, была введена норма о том, что основанием для привлечения лица к ответственности в данном случае является факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, который установлен вступившим в силу решением налогового органа.
Но эти изменения не коснулись статьи 140 уголовно-процессуального кодекса, в которой предусмотрены общие поводы и основания для возбуждения уголовного дела, поэтому правоохранительные органы с письменного одобрения генеральной прокуратуры РФ проигнорировали новые правила и продолжили проводить самостоятельные проверки по налогам, возбуждая уголовные дела. Конституционный суд РФ не нашел оснований для проверки конституционности этих действий. Ситуацию усугубляла и неясность, что считать привлечением лица к уголовной ответственности: возбуждение уголовного дела, предъявление обвинения, вынесение приговора судом, или что-нибудь еще?
В конце прошлого года вступили в силу поправки, внесенные федеральным законом от 06.12.2011 N 407-ФЗ, которые дополнили статью 140 Уголовно-процессуального кодекса частью 1.1 следующего содержания: «Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 уголовного кодекса Российской Федерации, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».
Порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям
Напомним, что порядок передачи материалов из подразделений налоговой службы в следственные органы следующий. Прежде всего ИФНС на основании решения о привлечении к налоговой ответственности направляет организации требование об уплате задолженности. После того как срок, установленный для оплаты требования, истек, организации дается еще два месяца, чтобы погасить эту задолженность. И если в течение двухмесячного срока она полностью не оплатит сумму недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, а также пени и штрафы, то налоговики в десятидневный срок обязаны направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. С 01.01.2011 предварительное следствие по налоговым преступлениям производит следственный комитет РФ/
Упомянутые нормы законодательства позволяют сделать вывод, что уголовное дело о налоговом преступлении может быть возбуждено только в случае, если:
- налоговая проверка проведена в соответствии с положениями Налогового кодекса и по ее итогам вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое вступило в законную силу;
- организация не уплатила указанные в этом решении крупную недоимку, а также соответствующие пени и штраф в сроки, указанные в требовании (как правило, восемь рабочих дней);
- прошло два месяца, предоставленных этой организации для деятельного раскаяния;
- материалы о выявленных нарушениях налоговая инспекция направила в следственные органы.
Никакого другого порядка возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении законодательство отныне не предусматривает. В частности, следственные органы не имеют права возбуждать уголовное дело по информации, которую они получили от конкурентов компании, обиженных сотрудников, оперативных работников и по другим каналам. Поставщиками информации для следственных органов по налоговым составам уголовного кодекса отныне являются только налоговые органы и только с соблюдением установленного порядка. Раньше, если организация уплачивала суммы взысканий по требованию налоговиков, это исключало передачу материалов в следственные органы. Но при этом не было никаких гарантий, что уголовное дело не будет возбуждено, если следственные органы обладают информацией о совершенном преступлении из других источников. Иными словами, принятые поправки значительно снижают угрозу уголовного преследования в сфере экономической деятельности. По крайней мере, можно надеяться, что случаев вымогательства у предпринимателей со стороны нечистоплотных сотрудников правоохранительных органов будет гораздо меньше.
|  |
|
Быстрый поиск по налоговому сайту:
Разделы на налоговом вебсайте:
|